Со 2 по 5 июля в Екатеринбурге прошел ХI Конгресс антропологов и этнологов России, IX Российский Фестиваль антропологических фильмов и III международный студенческий фестиваль «КиноАнтроп».Со 2 по 5 июля в Екатеринбурге прошел ХI Конгресс антропологов и этнологов России, IX Российский Фестиваль антропологических фильмов и III международный студенческий фестиваль «КиноАнтроп».
Около 1000 российских и зарубежных специалистов обсудили вопросы в рамках главной темы «Контакты и взаимодействие культур».
Участников Конгресса приветствовал телеграммой глава Правительства России Дмитрий Медведев. «Интересы ученых тесно связаны с этнокультурной и этнополитической проблематикой, а национальные вопросы имеют для России первостепенное значение, и выразил уверенность в том, что ученые сформулируют конкретные предложения по гармонизации межнациональных отношений и совершенствованию миграционного законодательства»,— содержится в правительственной телеграмме.

На Конгрессе прошли 2 пленарных сессии, 44 секции и 2 круглых стола.
С программой Конгресса и тезисами докладов можно ознакомиться на сайте Института этнологии и антропологии.
На некоторых секциях Конгресса звучали вопросы, касающиеся коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России.
О трех самых актуальных рассказывает участник Конгресса — директор Правового центра Ассоциации Юлия Якель.
1. Секция «Человек и право на перекрестке культур»
Секция включала три блока, на одном из которых на тему «Юридическая антропология. Междисциплинарный анализ восприятия регулирования добывающей промышленности», обсуждались аспекты корпоративной социальной ответственности промышленных компаний в отношении малочисленных народов.
На секции прозвучали следующие доклады:
— «Возможности и перспективы правового регулирования социальной ответственности промышленных компаний в отношении коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ», докладчик Юлия Якель (Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, Москва).
«Коренные малочисленные народы наделены российским законодательством рядом специфических прав, в том числе и на ведение традиционного образа жизни, природопользования, сохранения исконной среды обитания. Это обусловлено зависимостью традиционных видов хозяйственной деятельности (оленеводство, охота, рыболовство и других) от состояния окружающей природной среды. Промышленное освоение северных территорий и Арктики, которые являются домом для коренных малочисленных народов, сопряжено с нарушением природного баланса и во многих случаях происходит без понимания, что такое тундра для оленевода, лес для охотника, река для рыбака. Отсутствие четких механизмов в законодательстве позволило освоить огромные территории без реального учета мнения коренных жителей. В некоторых случаях такой подход уже привел к серьезным негативным последствиям и полной утрате возможностей вести привычный образ жизни. Как выяснить мнение коренных малочисленных народов? Как учесть интересы бизнеса и местного населения? Как построить диалог и найти точки соприкосновения и поиска взаимовыгодных решений? Как повысить социальную ответственность промышленных компаний на всех стадиях осуществления хозяйственной деятельности? Ответ на эти и другие вопросы можно найти в проекте Федерального Закона „Об оценке воздействия на исконную среду обитания, традиционный образ жизни и традиционное природопользование коренных малочисленных народов Российской Федерации“, разработанном комитетом Государственно Думы при поддержке Ассоциации КМНСС и ДВ РФ и экспертного сообщества».
— «О добрососедских отношениях коренных народов и промышленных компаний», Александра Хурьюн (Региональный совет уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области, пос. Некрасовка, Сахалинская область)
Основные положения доклада касались сотрудничества коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области и нефтяных компаний на севере Сахалина, которое имеет не очень давнюю историю, но ограничено более-менее налаженными отношениями только с иностранными компаниями, такими как «Эксон Нефтегаз Лимитед», «Сахалин Энерджи» и, до недавних пор, – «Бритиш Петролеум».
«О своих же российских компаниях я такого сказать не могу»,— говорит Александра Хурьюн. –«Если с „Бритиш Петролеум“ сотрудничество было налажено с 1999 г., „Эксон Нефтегаз Лимитед“ с 2001 г., с „Сахалин Энерджи“ с 2006 г., то с „Роснефть-Сахалинморнефтегаз“ такого планомерного сотрудничества нет. Несмотря на то, что „Сахалинморнефтегаз“ уже 87 лет работает на севере острова, и из-за деятельности этой компании безвозвратно нарушена экологическая обстановка мест нефтяных разработок, компания, как и Газпром, взаимодействует только с Правительством Сахалинской области, а не с коренными малочисленными народами Севера».
На секции с докладами также выступили ученые и представители промышленных компаний:
— Наталья Новикова (Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, Москва) «Наша социальная ответственность — нефть добывать: мозаика представлений о корпоративной социальной ответственности на Сахалине»;
— Екатерина Корнилова (Якутский экономико-правовой институт, Якутск). «Сосуществование и взаимодействие промышленного и традиционного природопользования у коренных народов Якутии»;
— Оксана Коломиец (Северо-Восточный комплексный научно-исследовательский институт им. Н. А. Шило ДВО РАН, Анадырь) «Опыт взаимодействия коренных жителей и промышленников Чукотки»;
— Эмма Уилсон (Международный институт экологии и развития; Полярный институт им. Скотта,Университет г. Кембридж, Лондон, Кембридж, Великобритания) «Корпоративная социальная ответственность: трансформация понятия на Западе и значимость этого для России»;
— Евгения Кайбара (Компания «Эксон Нефтегаз Лимитед», Южно-Сахалинск) «История взаимодействия компании „Эксон Нефтегаз Лимитед“ с коренными малочисленными народами Севера Сахалинской области и Ульчского района Хабаровского края».
2. Секция «Механизмы, критерии и приручая этноэкологической и этносоциальный экспертизы»
Прозвучали доклады о методологических проблемах этноэкологической и этносоциальной экспертизы, об оценке воздействия проектируемых объектов на этническую среду в районе реализации намечаемой деятельности методом социологического исследования, o земельных конфликтах на территориях традиционного природопользования как объектах этнологической экспертизы (на примере коренных малочисленных этносов Южной Сибири), об анализе социально-экономических аспектов демографической устойчивости коренных малочисленных народов Сибири в практике этнологического мониторинга и экспертиз и другие.
На секции были приняты рекомендации, одна из которых: поддержать от имени Конгресса проект Федерального Закона «Об оценке воздействия на исконную среду обитания, традиционный образ жизни и традиционное природопользование коренных малочисленных народов Российской Федерации».
3. Секция «Этнология и антропология Арктики»
На секции говорилось о подходах при определении границы Арктической зоны (геокультурный и этнокультурный), об историческом опыте построения моделей управления и самоуправления ненецкого народа, о традиционном хозяйстве народов Чукотки в современных условиях, о роли традиционной хозяйственной модели в современной жизни ненцев, о проблемах и перспективах ненецкого оленеводства.
Участники Конгресса поделились с Юлией Якель своими впечатлениями:
Наталья Новикова, организатор и руководитель секции «Человек и право на перекрестке культур»:
«Я думаю, Конгресс в целом прошел очень успешно. Это уже одиннадцатый Конгресс и кажется, что каждый новый становится лучше потому, что мы как сообщество растем. Что касается коренных малочисленных народов, то мы побывали на двух секциях. Одну секцию мы сами организовали, она называлась „Человек и право на перекрестке культур“, на которой было представлено 8 докладов, посвященных вопросам взаимодействиям коренных народов и промышленных компаний. Я думаю, что это тоже шаг вперед, поскольку ранее никогда не было такого количества докладов на эту тему. Мы обсудили как общеметодологические вопросы, так и локальные практики, существующие в различных регионах мира. У нас было два докладчика занимающиеся международной практикой Эмма Уилсон и Флориан Штамлер, другие авторы анализировали опыт Камчатки, НАО, ХМАО, Якутии, Сахалина, везде есть находки и проблемы. Кроме того, нам удалось пригласить и сотрудника нефтяной компании, и представителя общественной организации коренных народов, а не только исследователей. Я думаю, это важный момент. Как и в полевых исследованиях, мы стараемся всем дать возможность высказаться. А также уделяем внимание различным видам регулирования взаимодействия коренных народов и промышленных компаний, не только не только законодательству, но международным стандартам и нормам, которые вырабатываются самими компаниями. Мы собираемся обобщить эти материалы и по возможности сделать их достоянием общественности.
Потом мы были на секции, организованной нашими коллегами и посвященной этнологической экспертизе. Здесь тоже есть движение вперёд. В частности, мы узнали, какие этнологические экспертизы проводятся в этноконфессиональной сфере, чего мы сами еще не делали и некоторые вопросы, касающиеся этики экспертов, мне показались очень интересными. На этой секции одной из рекомендаций стало предложение поддержать законопроект „Об оценке воздействия на исконную среду обитания, традиционный образ жизни и традиционное природопользование коренных малочисленных народов Российской Федерации“
Эмма Уилсон, со — руководитель секции «Человек и право на перекрестке культур:
„У меня это был первый опыт участия в Конгрессе и мне было очень интересно. Нам повезло, что было много времени для обсуждения темы касающейся коренных народов. В той сессии, которую мы организовали, мы имели возможность сравнивать опыт разных регионов: Чукотки, Коми, Ханты-Мансийска, Сахалина.
Ваш законопроект „Об оценке воздействия на исконную среду обитания, традиционный образ жизни и традиционное природопользование коренных малочисленных народов Российской Федерации“ мне очень интересен с точки зрения юридической антропологии. Он очень инновационный. Мы много говорим о том, как внедрить международные стандарты и не смотр на, что России не ратифицировала Конвенцию МОТ 169, вы все равно выступаете с этим законопроектом, который включает такие международные стандарты. И если такой закон будет принят, то это будет очень хорошо.
Относительно секции по этнологичекой экспертизе, то я тоже была удивлена количеству видов экспертиз и поддерживаю рекомендацию этой секции по обмену опытом между специалистами.“
Евгения Кайбара, представитель Компании „Эксон Нефтегаз Лимитед“:
„Я считаю, что было очень полезно, мне как представителю компании принять участие в такой секции и узнать, что в нашей стране есть группа людей ученых, юристов, которая работает над таким понятием как корпоративная социальная ответственность и, что это вопрос остается открытым. На мой взгляд, корпоративная социальная ответственность это добровольное дело каждой компании, как каждая компания, бизнес понимать свою социальную ответственность так он ее и реализует.
Но было любопытно взглянуть из чего действительно состоит корпоративная социальная ответственность, что она включает и к чему должны стремиться бизнес-кампании и в целом производственные предприятия.
Другой злободневный и актуальный вопрос, который прозвучал на Конгрессе, вопрос о проекте закона, который регулирует проведение этнологической экспертизы.
Считаю важным, что при разработке законопроекта вы привлекаете разные стороны: общественность, органы власти, экспертов, представителей коренных народов и даже промышленные компании. Это правильно, поскольку, так или иначе, этот вопрос коснется деятельности компаний“.
Участники Конгресса посетили фестиваль антропологических фильмов и имели возможность голосовать за понравившиеся фильмы.
Один из фильмов „История забытого народа“ рассказывал об айнах живущих на Камчатке, их проблеме идентификации и внесения в перечень.
Вне конкурсной программы был показан фильм Алексея Федорченко „Ангелы Революции“, получивший приз за лучшую режиссуру кинофестиваля „Кинотавр-2015“, в котором рассказывается о восстании хантов и ненцев против большевиков в 1930-х годах. Сюжет основан на реальных событиях, а прототипами героев стали реальные персонажи: столичные авангардисты, революционеры и аборигены. "О событиях, которые тогда произошли в казымской тайге, до сих пор местные жители говорят шепотом и называют их не иначе как „Большая самоедская война“, — отмечается в описании фильма.
Главный приз фестиваля и гран-при одновременно получил фильм „Государь“ (реж. Шенгели Шалва, Грузия), рассказывающий зрителю о злоключениях памятника Сталину.
Впечатлениями о фильме-победителе поделился Президент РФАФ Андрей Головнев: „Фильм великолепный. Сильнейший с точки зрения антропологии, кино. В нем пересекается глубоко человеческое и имперское, многое связано с вопросами о том, что такое память историческая, что такое человеческое достоинство. И все это в красивой драматургии. Думаю, фильм еще возьмет награды на антропологических фестивалях“
В номинации „Лучшая антропология“ победил фильм — „Сны с того берега“ (реж. Анатолий Добряков, Россия).
За „Лучшую режиссуру“ приз получил фильм – „Великие реки Сибири. Бирюса“(реж. Павел Фаттахутдинов и Светлана Боброва, Россия).
Также был объявлен победитель студенческого фестиваля „КиноАнтроп“ фильм „Хороший день“ (реж. Клара Клеинингер, Польша).
Специальными призами отмечены фильмы: „Потерянная земля“ (реж. Дарья Федяева, Россия) и „Бикини“ (реж. Марина Нефёдова, Россия).
Следующий Конгресс антропологов и этнологов России пройдет 2017 году в Ижевске.


© Информационный центр АКМНСС и ДВ РФ
Фото Алесандры Хурьюн, Юлии Якель, Эммы Уилсон

    Поделитесь своим мнением...