Двигаясь навстречу 9 августа – Международному дню коренных народов мира, министерство культуры и архивного дела области запускает цикл разнообразных культурно-просветительных мероприятий. Его стартовую страницу перелистнули сотрудники областного центра народного творчества при поддержке Государственного исторического архива Сахалинской области, который, напомним, в юбилейный год инициировал первый фестиваль архивных кинодокументов «SakhАрхивFest».

С этого года началось и Международное десятилетие языков коренных народов. А потому для публичного показа сахалинские архивисты предложили кадры, посвященные рождению в 1990 году печатного органа нивхского народа – газеты «Нивх диф» («Нивхское слово»). Единственная в мире газета на нивхском языке появилась на севере, сначала как приложение к газете Охинского района «Сахалинский нефтяник», а впоследствии вышла в самостоятельное плавание и ныне выпускается издательским домом «Губернские ведомости» объемом в восемь полос.

Бережно сохраненная черно-белая пленка сохранила поистине исторический эпизод: как редактор «Сахалинского нефтяника» Михаил Крупельницкий и первая редколлегия «Нивх диф» обсуждали производственные моменты. Этими первыми стали Римма Хайлова и Александра Хурьюн. Им, весьма далеким в те годы от журналистики и полиграфии, пришлось начинать все с «чистого листа». Римма Петровна была воспитателем в школе-интернате, Александра Владимировна – методистом агиткультбригады, но — «партия сказала «Надо!», комсомол ответил «Есть!». Глядя на себя на экране, молодую, красивую и энергичную, убеленная сединами Александра Владимировна Хурьюн делилась воспоминаниями о «делах давно минувших дней». Как набирали статьи на пишущей машинке, от руки дорисовывая «хвостики» букв нивхского алфавита, как Федор Мыгун, ныне известный мастер резьбы по дереву и общественный деятель, придумал название газете. Он же рисовал заголовки к каждой статье и национальные орнаменты. А для начала прошли краткосрочный «курс молодого бойца» у профессионалов – Михаила Крупельницкого и Дианы Юриной.

Случались и курьезные ситуации. Однажды в редакцию заглянул писатель Владимир Санги. Взял в руки новый номер и по учительской привычке — ручку. И в итоге газета стала красной от его замечаний. Но дело оказалось не в неграмотности, а в языковых различиях: Санги — носитель восточно-сахалинского диалекта нивхского языка, а редактор с журналистом – западно-сахалинского. Одно и то же слово в разных вариациях имело радикально противоположные значения: то ли «подожди меня», то ли «убей меня». Так что можно было понять волнение редактора Крупельницкого. Интерес к нивхским новостям вышел за пределы области. Были времена, когда подписчики «Нивх диф» жили в Эстонии, Венгрии, да и ныне газету получают любители в Польшев ранге коллекционной редкости.

Архивные кинопленки донесли до нас рождение творческой интеллигенции из нивхского народа, высветили ее выдающихся представителей на ниве труда и искусства. Тех, кто по факту истории имеет право на «номер первый». Нивхскую письменность и литературу создал, заложил фундамент, дал направление развития Владимир Санги, история и этнография обозначена именами Чунера Таксами, Галины Отаиной. Пресса разных уровней много писала о знатном рыбаке Пайтане Чайка. Первым из нивхов он был удостоен звания Героя Социалистического труда, а меж тем фамилию, имя и возраст ему «придумали» лишь в 1932 году приехавшие в селение советские работники. Преподавателя школы-интерната в Ногликах Сергея Гурка называли «художником, который слушал небо и звезды». Первый нивхский художник, он также писал музыку, исследовал жизнь, быт и фольклор нивхов. Камера, следуя за мастером, открывает лабораторию его художественного поиска, любуется его смелым и точным почерком, стремительным полетом фантазии в отображении родных просторов, мотивов и образов. И можно только догадываться, как много он успел бы создать, если бы рано не ушел из жизни…

Сегодня, с высоты прошедших десятилетий, эти кадры воспринимаются великим духовным завещанием потомкам. Как ни мал народ, из него вышли летописцы истории, охранители и проводники неповторимого культурного богатства нивхского этноса. Благодаря архивистам прошлое сохраняет пульсацию жизни и становится связующим звеном с настоящим.

    Поделитесь своим мнением...