Впервые встретилась с Татьяной Шкалыгиной, художественным руководителем народного нивхского коллектива, пять лет назад. «Кех» («Чайка») отмечал свой 25-летний юбилей.
По такому случаю самодеятельные артисты давали большой концерт в РЦДК «Юбилейный» в Тымовском. Прошел он на ура, многие номера зрители принимали громкими продолжительными аплодисментами.

Новая победа национального коллектива, о которой уже писали в печати,— гран-при на VIII всероссийском фестивале «Кочевье Севера», который проводился в рамках международной выставки-ярмарки «Сокровище Севера-2013».
Специальным призом — дипломом за вклад в развитие культуры коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока — награждена руководитель коллектива Татьяна Шкалыгина.
Татьяна Шкалыгина родилась в селе Чир-Унвд Тымовского района в 1976 году.
С 1994 года, сразу после окончания школы, как одна из самых активных участниц художественной самодеятельности, была назначена руководителем нивхского коллектива «Кех». В 2000 году окончила Сахалинское музыкальное училище, 2006 — Хабаровский институт культуры. Квалификация по диплому — режиссер театральных представлений и праздников.
Замужем. В семье двое детей: сыну Сергею — 18, дочери Юлии — 10 лет.
О себе говорит так: в паспортах давно отсутствует графа «национальность», но во всех анкетах указываю, что я — нивха. Если быть точной, то нивха только наполовину, так как моя мама — нивха, а отец — мордвин.
Живет и работает в селе Чир-Унвд Тымовского района.
— Татьяна Александровна, расскажите о программе, с которой выступил коллектив на всероссийском фестивале.
Гран-при фестиваля мы получили в одной из трех номинаций фестиваля — за театральную постановку, которая называлась «Острова поющих чаек». В нее было включено 9 номеров.
16 участников творческого коллектива выступили на фестивале. Четверо младших школьников, наша старейшина — Анастасия Васильевна Бугрей, основной состав — артисты в возрасте 17–30 лет. Все они не первый год в коллективе.
Выступление на фестивале — первые большие гастроли «Кеха». Нам приходилось участвовать в конкурсных программах во Владивостоке, Хабаровске, постоянно выступаем во всех областных и районных фестивалях, но это был иной уровень. Конечно, мы серьезно готовились, много репетировали, неоценимую помощь оказали специалисты.
— В прошлом году вашему коллективу исполнилось 30 лет. Знаю, что лично вы ведете летопись «Кеха», расскажите, кто стоял у истоков его создания?
— Первый руководитель ансамбля Таисия Николаевна Романова. Ее сменила Антонина Васильевна Шкалыгина. В 90-х годах прошлого столетия участники ансамбля побывали на гастролях в Японии, Америке, Канаде — о народном нивхском творчестве узнала заграница.
Бережно храню все программки концертов, афиши, полученные дипломы, фотографии.
Впервые статус народного коллектива «Кех» получил еще в 1985 году. С тех пор раз в три года подтверждаем свое звание.
— Национальных коллективов в настоящее время немало, в том числе и на Сахалине. Выступления «Кеха» (об этом не раз приходилось слышать от специалистов) отличаются самобытностью. Как удается сохранять фольклорную направленность репертуара, кто главные помощники?
— Культура коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока своеобразна и очень интересна.
Основной помощник, одновременно и стилист по костюмам — моя мама Ефросинья Николаевна Шкалыгина. По профессии она педагог, прекрасно знает нивхский язык, обычаи, много читает.
Незаменимую помощь оказывают и старожилы села Юлия Александровна Иванова, Лидия Романовна Атлонова — наш «золотой» фонд. С ними обсуждаю каждую концертную программу. Всегда с интересом слушаю, когда они собираются вместе и начинают давать советы на родном языке.
Конечно, жизнь и развитие культуры вносят свои коррективы, но мы пока еще «не потерялись», удается «держать» марку.
Хотя с каждым годом это становится все сложнее, уходят их жизни старики. В прошлом году умер Дмитрий Григорьевич Кирх — прекрасный человек, знаток родного языка и народных ремесел. Не стало одного из руководителей коллектива Антонины Васильевны Шкалыгиной — для нас это большая потеря.
В настоящее время в селе четверо в совершенстве владеют нивхским языком, знают обычаи и традиции. Помню, когда еще была жива моя бабушка, с мамой они разговаривали только на родном языке.
Не знаю, как в других селах, но в Чир-Унвде нивхский язык умирает. Как известно, пока живет язык — будет развиваться и культура.
— Разве в школе не изучают нивхский язык?
— Изучают, но факультативно, со 2 по 4 классы (в селе только начальная школа). Нет специальных программ, методик преподавания, проблема со специалистами. Как-то даже мне пришлось учебный год вести занятия по нивхскому. Мы заучивали слова, выражения, учили буквы и все. Особого интереса у детей к языку тоже не наблюдалось.
В настоящее время не осталось в селе семей, где бы на бытовом уровне говорили на нивхском языке.
— Знаю, что по вашей инициативе в Чир-Унвде создается этнографический музей под открытым небом. Как продвигается работа в этом направлении?

— В 2010 году выиграла грант «Сахалин Энерджи» на создание музея. Сумма небольшая. Финансирования хватило лишь на отвод земли, начало строительства, но вскоре деньги закончились. Бесплатно работать никто не будет. Муж, сын и еще двое мужчин что-то пытаются сделать, но в любом случае, чтобы завершить строительство, нужно дополнительное финансирование.

В последнее время управление культуры районной администрации проявляет особый интерес к этому проекту, о развитии туризма много говорят. Может, на этом фоне и получится закончить строительство музея.
Мне бы не хотелось поднимать социальные проблемы, говорить о них и все же задам вопрос: на протяжении многих лет ведутся разговоры о том, что в селе планируют построить клуб, баню, новые дома. Какие-то перемены наметились?
— Подготовили площадку под строительство двухквартирного дома. 15 домов, по привычке мы их называем новым микрорайоном, были построены в 90-е годы прошлого столетия. Жилье ветхое, многие семьи живут в аварийных домах.
Что касается клуба, то он сгорел еще в 1992 году. Более 20 лет слышим обещания, но нет решения проблемы. Условия, в которых приходится работать сельским медикам, не выдерживают никакой критики. Нет у нас бани, почты.
Много говорят и об открытии филиала музея в селе. Старейшая жительница Лидия Атлонова много лет по крупицам собирает экспонаты для будущего музея, организует выставки. Приходится ютиться в небольшом помещении, где нет возможности выставить собранные экспонаты.
О социальных проблемах села можно много говорить, постоянно заостряю внимание на съездах, конференциях, но пока коренных изменений к лучшему не наблюдается.
— И все же вернемся к вашей работе. Не буду спрашивать, любите ли вы профессию — понятно и без слов, «Кех» — для вас…
— Отдушина, где еще осталась возможность изучать родной язык, сохранять наши традиции и своеобразную культуру.

Татьяна Мальцева.

    Поделитесь своим мнением...